Четверг, 02.05.2024, 00:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

"БРЯНСКИЕ БУДНИ"

Главная » 2013 » Ноябрь » 13 » НА ГРАНИ ИЗМЕНЫ
16:26
НА ГРАНИ ИЗМЕНЫ
В 2002 году кандидат биологических наук Светлана Вишнякова поменяла место работы. Из БГИТА, вуза, который когда-то закончила, перешла в Брянский государственный университет на кафедру безопасности жизнедеятельности. Кафедру эту создавал отставной офицер Иван Менячихин. На тот момент для существования кафедры преподавателей с учёными степенями не доставало и Вишнякову, имеющую учёную степень, заманивали всяческими посулами. БГУ тогда строил новый дом. Как тут было не польститься? А на первое время ей комната в общежитии была обещана твёрдо. Обещаниям некоторых руководителей и офицерскому слову Вишнякова верила – ведь она сама из семьи военных, участников Великой отечественной Войны. К тому же, как писала впоследствии, «надеялась снова оказаться в университетской среде, в какой только что была, переехав в 2001 году в Брянск из Московского университета».
     Но Светлану Васильевну ожидало жесточайшее разочарование. Своё офицерское слово Менячихин в грош не ставил и с жильём Вишнякову «кинули». Пришлось ей почти пять лет бедствовать, снимать жильё, пока не вмешался ректор её бывшего вуза и не предоставили доценту кафедры комнату в общежитии БГУ. Однако вскоре Вишнякову ждал еще один, более серьезный удар: ее не переизбрали на должность доцента. Вообще-то преподавательский конкурс – испытанная, наилучшая метода избавления от неугодных. Нашёлся как бы «лучший», его коллеги и признали более подходящим. А она не по специальности, мол, и в общественной жизни не участвует – на парады не ходит, на субботники не является. Только вот Министерство доказало, что по специальности подходит она, а конкурс тот правильным не признало. Кстати, за четыре года кафедру покинули девять человек. Некоторые из них о своём бывшем руководстве отзываются с откровенной неприязнью.
     Впрочем, произошедшую историю никак не назовёшь необычной. Такое, к сожалению, случается довольно нередко.

 Диаграммы-близнецы
Одним из замечаний, в числе других претензий, почему Вишняковой никак нельзя работать на кафедре безопасности жизнедеятельности БГУ было о том, что ею нарушаются сроки выполнения дипломных работ, и она проявляет недостаточную требовательность к студентам-дипломникам. Светлана Васильевна - человек вообще-то тихий и не поднимала бы эту тему дипломных работ, но теперь ей пришлось оправдываться. Потому она обратилась в милицию, чтобы провели проверку - изъяли дипломные работы выпускников кафедры и выяснили, было, за что её с работы выгонять.
      Вот тут и всплыло, что на кафедре безопасности жизнедеятельности из года в год защищаются одинаковые дипломные работы. В качестве иллюстрации к ним применялись четыре пары диаграмм. Хотя касались выполненные дипломы совершенно различных тем: и формирования навыков безопасного поведения десятиклассников, и обучения пятиклассников противопожарной безопасности, и медицинским знаниям, и чрезвычайным ситуациям техногенного характера, и даже боевым традициям вооружённых сил. Кроме четырёх «сравнительных» диаграмм «дипломы» имели ещё одну общую черту: их научными руководителями числились И. А. Менячихин и С. С. Сухов. И во многом остальном всё было поразительно похоже: «экспериментальные» колонки всегда выше «контрольных», ни единого сбоя! Хотя конкретные цифры варьировались. Но в отдельных случаях совпадения составляли 100%. Отсюда можно было сделать два однозначных вывода: либо студенты передирали друг у друга (но, как же они встречались, ведь сходны   дипломы разных лет, а студенты  живут в удалённых районах области), либо пользовались одними и теми же источниками. В университете ходили слухи, что таковыми источниками являются предприимчивые «научные руководители», которые предоставляли студентам данные, «забитые» в компьютеры кафедры. Называлась даже конкретные суммы подобных «услуг». Причём, поговаривали, якобы даже не имело значение, способны ли те или иные студенты выполнить научную работу самостоятельно. «Сервис» им просто навязывался. Под страхом неприятностей при сдаче диплома.
      Правоохранительные органы было взялись за дело, но потом почему-то решили криминала не искать. Выслушали лишь Сухова и Менячихина, которые и пояснили, что никаких денежных средств от студентов не получали, так как это незаконно. А как объяснили эти законопослушные господа удивительные совпадения в дипломных работах? Да всё очень просто: «Одинаковые экспериментальные части дипломов связаны с тем, что студенты используют одну и ту же литературу, имеющуюся в БГУ, и сведения исследований, имеющихся на кафедре».
     Позвольте! Можно, с натяжкой согласиться с тем, что темы дипломов схожие (хотя и не идентичные!), и что пользовались они одними и теми же источниками (но почему-то без ссылок на них). Но у дипломников труды посвящены совсем разным материям! Один писал об обучении пятиклассников правилам пожарной безопасности, второй - об обеспечении занятий десятиклассников по теме «Гражданская оборона». Откуда же необыкновенное сходство приведенных данных?
    Что, по логике вещей, должен был сделать добросовестный опер. Во-первых, поинтересоваться, когда, в каких школах и кем проводились указанные исследования. Кто входил в контрольные группы. Ну и, конечно же, встретиться с бывшими выпускниками. Освежить в их памяти обстоятельства сдачи дипломов. Может быть, и выяснилось бы нечто интересное...
     Но органам такая морока была ни к чему. Они посчитали «проведение опросов лиц, у которых одинаковые части дипломов, нецелесообразным». Впрочем, может права Светлана Вишнякова, которая  полагает, что дело здесь не в нерадивости дознавателей, а в неких высоких покровителях БГУ вообще и экс-офицеров в частности.

«КАМАЗЫ-призраки»
      С научными работами на кафедре БЖД тоже творятся чудеса. Например, тот же С. Сухов числится соавтором некоего учебного пособия объёмом в 230 страниц, написанного якобы вместе с бывшим ассистентом, а потом старшим преподавателем О. Спициной. Однако такой работы ни в библиотеке БГУ (где та должна обязательно присутствовать), ни в прочих книжных хранилищах так и не удалось обнаружить. Просто какой-то невидимый учёный труд. А между тем, именно этот труд и фигурировал в списке научных работ Спициной, заявленном ею на заседании совета, где её - автора этого труда и избрали на должность старшего преподавателя. И именно на том же совете не избрали на должность доцента Вишнякову. Не странное ли совпадение?
    Но куда более чудные обстоятельства связаны с диссертацией самого Сухова. В своё время Сергей Сергеевич закончил высшее военно-политическое строительное училище. Служил замполитом. После отставки, до прихода в БГУ, работал в школе учителем физкультуры, ОБЖ, методистом. В общем, от всякого рода научных изысканий был столь же далёк, как африканский пигмей от охоты на белых медведей. А тут «старший боевой товарищ» Менячихин собрался уходить с поста  заведующего кафедрой. Конечно, в преемники он прочит своего "боевого" товарища. Но вот беда – нет у Сухова учёной степени. Только беда оказывается небольшой. Экс-замполит и учитель физкультуры очень быстро становится кандидатом технических наук, защитив диссертацию по теме «Повышение безопасности операторов сельскохозяйственных самоходных транспортных машин минимизацией опасностей столкновения и совершенствованием  транспортных средств». Звучит почтенно. Но в столь полезном, можно сказать, эпохальном труде обнаруживаются маленькие, но оч-чень яркие нестыковочки.
    «Минимизацию опасностей столкновения» будущий учёный муж исследовал, замеряя длину тормозного пути и прочих параметров безопасности грузовых автомобилей КАМАЗ-55111 и ЗИЛ-4502. Исследования, согласно материалам диссертации, проводились на базе БГУ и СПК им. 1 Мая  Унечского района. Но, вот только по официально подтверждённым данным, ни там, ни там названных машин в период работы над диссертацией не было! Не говоря уже о том, что сведения, указанные Суховым в диссертационном деле, расходились с записями в трудовой книжке.
      Но все тайное, когда-то становится явным. И вот уже, объясняясь в компетентных органах, Сухов признает: да, в унечском СПК техники не нашлось, пришлось брать её в аренду у частных лиц, без  каких-либо договоров и документов. Испытания проводились в Глинищево (где Глинищево и где Унечский район?!).
      А кто же эти широкие душой люди, доверившие свою технику без всяких формальных излишеств?! Этого Сухов не помнит... Подошёл, наверное, к мужикам на автостоянке, достал из кошелька тыщонку-другую... «Дайте, – сказал, – россияне, ваших железных коней КАМАЗов и ЗИЛов поизмерять длину путей их тормозных...» Ну, те, конечно, не отказали. Сразу ведь видно - человек хороший. И дело нужное делает – опасности минимизирует.
     В общем «отмазы» почище, чем в деле с «близнящимися» дипломами. Полиция отправила запрос в Высшую аттестационную комиссию Минобрнауки. Краткое содержание пришедшего документа: «Защита диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук Сухова С.С. состоялась более трёх лет назад. В соответствии с пунктом 42 Положения о порядке присуждения учёных степеней вопросы об обоснованности принятия диссертационным советом решения о присуждении учёной степени, состоявшегося более 3 лет назад, не рассматриваются.  Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 47 указанного положения решения о присуждении учёных степеней могут быть обжалованы в судебном порядке».
    Заковыка здесь ещё и в том, что Акт внедрения, без которого не может быть представлена диссертация к защите, Сухову подписали  важные фигуры БГУ – директор СЭИ профессор М. В. Ретивых и декан факультета  А. М. Воронин. И сам Сухов в своих объяснениях не преминул сослаться на сей важный момент: «По результатам проведённых исследований был составлен акт внедрения результатов, утверждённый учёным советом». И больше пояснить ничего не может. Мол, раз утвердили, так и надо ехать защищать данный труд о минимизации  опасностей.
В ВАК сейчас рассматривается вопрос о введении 10-летнего срока давности для пересмотра защиты диссертаций. Но стоит ли ждать и спускать всё и дальше на тормозах? Это пока придется решать прокуратуре.

    Спасение в чистоте конюшен
    Неверные сведения в диссертационном деле можно рассматривать как подлог и чем такое может оборачиваться известно: «падающим космическим кораблям и взрывающимся подводным лодкам удивляться не надо». Лишь на первый взгляд параллели здесь натянуты. Как ныне стало достоверно известно, зачастившие  аварии космических ракет напрямую связаны с художествами умельцев из «Роскосмоса» и «Рособоронзаказа». Важнейшие отрасли, от которых зависит национальная безопасность, превратились в сытную кормушку для определённого круга лиц. Причём, «кормившиеся» считали себя полностью неприкасаемыми. Да они и были таковыми – покуда их безграничная алчность и наглость не заставила первых лиц государства применить решительные меры.
    Наука и образование - это то, на чём основано будущее страны. О творящихся здесь безобразиях твердят на каждом углу, едва ли не в детских садиках. А ведь всякого рода махинации выходят, по сути, за рамки обычного мошенничества, вымогательства, мздоимства, подлога и т.п. Они граничат, по нашему убеждению, с государственной изменой! Преподаватели кафедры БЖД, в числе прочих, готовят специалистов МЧС. Да и некачественное обучение специалистов иного рода может обернуться в будущем серьёзными бедами.
    Напомним, что Минобрнауки уже публиковало «чёрный список» неэффективных российских вузов, которым в ближайшее время может грозить закрытие. В этом списке числился и БГУ. Сейчас планируется внеплановая переаттестация ВУЗов. Если случится беда и университет действительно ликвидируют или хотя бы понизят в статусе, это станет ударом не только для студентов, многих честных преподавателей и сотрудников, не только для тысяч выпускников, которым дорога память их alma mater. Невосполнимый урон понесёт имидж Брянщины. Об этом стоит, на наш взгляд, задуматься руководителям региона.
   О нынешнем ректоре БГУ Андрее Антюхове приходилось слышать неоднозначные отзывы. Но даже недоброжелатели не отрицают наличия у Андрея Викторовича таланта администратора. Тем более странно, что имея  информацию о, мягко говоря, неурядицах в подведомственном ему заведении он с таковыми мирился. Чтобы спасти вуз от краха, Антюхову предстоит решительно заняться чисткой авгиевых конюшен. Ведь расплачиваться придётся рано или поздно…
Но пока вместо этого Андрей Викторович, к сожалению, продолжает бороться со Светланой Вишняковой – решили выселить ее из общежития. Ничего красивого в этом нет – у старца костыль не отбирают, учит народная мудрость. А ведь Антюхов - председатель общественной палаты. Нет бы, первым делом подумал, как человека из беды выручить. Ведь не раз просила - помоги, защити -  ты же ректор. Ан нет, другие интересы у таких высоких должностных лиц и общественных деятелей, нет дела им до нужд простого человека, на уме у них только задачи государственной важности!
Просмотров: 8153 | Добавил: bb | Рейтинг: 3.4/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: